Никольский монастырь, вход в который находится на улице Греческой патриархии, принадлежит сегодня греко-ортодоксальной церкви.
Время его возникновения нам точно не известно. От Аристобулоса, служащего в этой церкви, вы можете услышать, что на этом месте, возможно, находился дом, в котором останавливался во время своего паломничества в Иерусалим Николай, будущий архиепископ Мир Ликийских…
На современной территории монастыря, а сейчас и в церкви, в которой в ходе ремонта сняли штукатурку, можно рассмотреть на некотрых камнях знаки каменотесов, скорее всего, - периода крестоносцев, и фреску (того же периода?). Греки считают, что все это относится к кануну крестовых походов. То есть речь идет об XI – XII веках.
Из источников (в том числе из трудов Иерусалимского патриарха Досифея, а это XVII век) нам известно, что этот монастырь некоторое время (в период с XII по XVII века) принадлежал грузинам.
Об этом пишет в своем исследовании «Памятники грузинской старины в св. Земле и на Синае» Александр Цагарели – его труд опубликован в Палестинском Сборнике в 1888 и посвящен председателю Императорского Палестинского Православного общества великому князю Сергею Александровичу.
При описании Никольского монастыря Александр Цагарели упоминает о надписи на цоколе алтаря: Св. Николай, будь перед Христом заступником кахетинской Елизаветы, бывшей Елены.
Тимоте Габашвили, кутаисский митрополит и паломник, описавший грузинские места в XVII веке, считает, что эта Елена-Елизавета – сестра царя Теймураза I, о которой мы узнаем (помимо грузинских источников) и из «Истории России с древнейших времен» Сергея Михайловича Соловьева. В нашем случае Соловьев основывается на отчетах русских дипломатов. Посол персидского шаха так объясняет дело русским: «Теймуразова сестра была за старым шахом, Аббасом, <а Теймуразова дочь была за отцом нынешнего шаха, Сефи>, и поэтому Теймураз государю нашему свой»...
Персидские шахи действительно были в родственных отношенийх с царями раздробленной в те времена Грузии, иллюстрацией этого может служить то, что шах (Аббас I Великий), взяв в заложники мать и двух сыновей Теймураза, предложил матери Теймураза быть и ему, Аббасу, вместо матери – с одним условием, чтобы она обусурманилась, а после ее отказа «сперва велел сосцы отрезать, а после закаленными железными острогами исколоть и по суставам резать»… Мать Теймураза – великомученица ГПЦ Кетеван. Детей Теймураза шах извалошил (оскопил). Про сестру у грузинского историка Парсадана Горгиджанидзе, вторая половина XVII века сказано, что она была вместе с Кетеван и племянниками. Мы не знаем дальнейших подробностей жизни Елены, зато можем понять мотивы, по которым эта Елена-Елизавета просит у святого Николая быть ее заступником…
Надпись эту могла сделать и другая Елена (Диасамидзе) – невестка Теймураза и мать его внука, которого потребовали уже к русскому двору назывался он там царевич Николай, а в грузинской истории – это Ираклий I… Но это уже следующая история.
В монастыре Cв. Николая действует типография, о которой упоминает глава русской духовной миссии архимандрит Леонид (Кавелин) еще в середине XIX века, к востоку расположен патриарший сад, а под самой церковью – наглухо закрытый музей Греческой патриархии, и где-то там библиотека Греческой патриархии и грузинские рукописи из Крестового монастыря и лавры Саввы Освященного…
Старого города"
См. также
Кахетинская Елизавета, бывшая Елена
Хитон, Лонгин и шах Аббас
Вся грузинская тема здесь.