"Армянский список" по Израилю

Удивительно, как много можно узнать об Истории Израиля у армянских историков (скажем, у Мовсеса Хоренаци или у Себеоса), и как, с другой стороны, много можно узнать об истории Армении не только из Ветхого Завета, но и из Иосифа Флавия. Существуют легенды о появлении евреев в Армении после падения Северного царства (в VIII в. до н.э.) или, во всяком случае, после разрушения Первого Храма (в VI в. до н.э.). Одна из версий происхождения рода Багратуни (по Хоренаци) называет основателем рода пленного еврея Шамбата. Армянский же историк Ованнес Драсханакертци (Ованес католикос из Драсханакерта) считает, что этот род ведет свое происхождение от иудейского царя Давида…

Менее известно, что Иудея входила в число вассальных государств Великой Армении Тиграна, что Тигран Великий захватил Птолемаиду (ныне Акко) и переселил часть ее жителей. А среди правителей Армении встречаются потомки Ирода Великого… Примеры можно множить. Ведь в истории наши государства зачастую входили в сферу влияния одних и тех же империй и переживали одни и те же события (персы, арабы, сельджуки, крестоносцы…)



Армения – страна апостольского крещения. Из наших мест отправились на свершение своей миссии апостолы Фаддей и Варфоломей[1]. Особое место в традиции Армении принадлежит первому епископу Иерусалима Иакову Брату Господню. Иерусалимская кафедра Армянской Апостольской церкви называется еще и Апостольским престолом св. Иакова, а патриарх – Предстоятелем Апостольского престола св. Иакова. Одним лицом, по всей видимости, является Елена (Гегине), жена царя Абгаря (см. объекты «Раскопки на стоянке «Гивати», Царские могилы) и Елена из Адиабены, чьим именем названа улица в Иерусалиме, которой приписываются дворцы, найденные на раскопках стоянки Гивати, напротив в входа в археологический парк «город Давида», и которая похоронена в Иерусалиме вместе со своими сыновьями...

Известный памятник («Список Анастаса») упоминает 70 армянских монастырей в Иерусалиме в VII в. Эта цифра представляется невероятной, но археологи ищут (и находят!) армянские церкви и монастыри периода Византии (для нашей земли это IVVI вв.). Сегодня мы можем показать раскопки идентифицированных (см., например, объект «Вознесенский монастырь на Елеоне – монастырь Панда) армянских монастырей и, несомненно, израильскую археологию ждет множество новых «армянских открытий».

Интереснейшая и одна из самых запутанных страниц нашей общей истории – VII в.: время столкновения Персии, Византии и зарождающегося Халифата…

Не менее увлекательна история Иерусалима периода Крестоносцев, включающая трех первых королев Иерусалима с армянской кровью.

В Иерусалиме присутствовали и присутствуют представители множества конфессий и народов, но в Старом городе четыре квартала: Мусульманский, Христианский, Еврейский и Армянский. Не загадка ли? Как сумели армяне создать и удержать свой квартал?

Приезжайте, вас ждет много открытий!

Места для посещения и армянские акценты:

Акко


·       (древние связи: легенды и общая история – до 1 в. н.э., Иерусалимское королевство крестоносцев и Киликийская Армения).

·       Тигран Великий взял Акку – Флавий (ИВ:1.5.3), Хоренаци

Парк Горен, Монфор


Работа над замком началась примерно в 1226-7. В 1228 Боэмунд IV, князь Антиохии и граф Триполи, пожертвовал ордену 100 безантов ежегодно на строительство замка…

Сын кн. Боэмунда VI Антиохийского и Сибиллы де Рупен. Во время смерти отца в 1275 Боэмунд был ещё малолетним, и регентом была его мать Сибилла Армянская, дочь Хетума

…К середине 1240-х Монфор (фр. Montfort - "сильная гора"), он же Штаркенберг (Starkenberg - то же самое по-немецки), он же Калат Курейн (ар. "крепость на маленьком роге") сменил замок в Миилии как местный административный центр. Со временем в замок переехали казна и архивы ордена. Среди прочих ценностей, с 1228 на хранении у тевтонцев находилась корона правителей Киликийской Армении; неясно где именно они её держали, но Монфор явный кандидат. В 1253 король Конрад пожелал вернуть корону армянам. Одни пишут, что так и случилось, другие - что результат обращения неизвестен.

Хайфа


·       Армянский монастырь Ильи-пророка (договариваться).

Цфат[2]


См. Челобитная Полозова. Присутствие.

Канна


·       Ц. Варфоломея, родом из Канны

Назарет


·       Надписи, найденные при раскопках церкви Благовещения

·       Армянский декор (керамика) церкви Архангела Гавриила, 17 в.

Кинерет


·       Табха – мозаика Мартирия Иерусалимского (4), из Каппадокии (считается, что армяне стали селиться там с Х в., входила в Малую Армению при Тигране Великом…) был в Египте с Ильей, пришел к Евфимию, присутствовал на его похоронах, принял Энотикон Зенона, издал постановление о принятии трех соборов…

·       Менса Кристи. При явлении на море Галилейском присутствует Нафанаил (Варфоломей)

Яффо


·       Армянский монастырь Св. Николая[3].

·       Дом Симона Кожевника – семья Закарянов

Рамле


·       Армянский монастырь Георгия Победоносца.

Мареша


Хоренаци? Тигран евреев из города Мариса поселил в городе Ван.

Иерусалим (от Елеона) и вокруг


·       Вифания – место монастыря, настоятельницей которого была Иветта - дочь Морфии Мелитенской, второй королевы Иерусалима, жены Балдуина II, и сестра королевы Мелисенды.

·       Армянские надписи на мозаике в часовне Иоанна Крестителя в Русском монастыре Вознесения на Елеоне (армянская археология, армянские и албанские монастыри, гипотезы).

·       Гробница Богородицы

o  армянский придел Иосифа Обручника (собственность),

o  надгробный камень королевы Мелисенды в приделе Родителей Б-цы, роль Мелисенды в строительстве церквей в Иерусалиме, в т. ч. ХГГ и Гробницы Богородицы и, возм., стен Армянского кв.,

o  престол перед гробницей Богородицы (собственность),

o  гробница Богородицы (совместно с греками).

·       Кидронская долина – первое место захоронения Иакова Брата Господня (сегодня почитается как гробница сыновей Хезира).

·       Акельдама в 16 в. принадлежала армянам – см. Радзивилл, с.94-95

·       Церковь Св. Анны – в период крестоносцев женский монастырь, в котором жила Арда – армянская жена Балдуина I, дочь Тороса князя Эдесского, первая королева Иерусалима.

·       Раскопки на Гивати (дворец Елены – Гегине).

·       Город Давида (армянские надписи)

·       Гробница Давида. Генеалогия Багратионов от Давида известна в Армении с 10 в. (Иоанна Драсханакертци), а в Грузии – с 11 (Самбат Давитидзе)

См.: Генеалогия Багратионов

Енанос Багратиони отпустил Гиркана из плена. За это ему пришлось расплачиваться, в т.ч. отречением от иудаизма (Хор.)

·       III - IV станции Виа Долоросы (армяно-католики)

·       V Вероника (Легенда об Авгаре)

·       Церковь Спасителя - за Сионскими воротами (место дома Каиафы, кладбище)[4].

·       Армянский квартал, посещение службы в храме Иаковов или в церкви Архангелов

o  Армянская патриархия и надгробие патриарха Авраама (история патриархов),

o  храм Свв. Иаковов (место убийства Иакова брата Иоанна, место перезахоронения Иакова Брата Господня, первого епископа Иерусалима), ц. Св. Мины?

o  церковь Архангелов (место дома первосвященника Анана, или Анны),

o  хранилище древних рукописей в церкви св. Теодора[5],

o  музей им. Эдуарда и Елены Мардиджан[6],

o  библиотека им. Гольбенкяна[7],

o  семинария (по договоренности),

o  раскопки: дворец Ирода на парковке (Армянский сад)

·       Армянские места в храме Гроба Господня:

o  камень Помазания (совместная собственность),

o  престол Жен-мироносиц,

o  престол Обморока Богородицы,

o  верхний придел (армянская Голгофа)[8],

o  придел Лонгина (армянам не принадлежит, армянская традиция о Лонгине и копье, которое Лонгин привез в Армению),

o  придел Григория Просветителя, картины Мартироса Алтуняна – история христианской Армении,

o  церковь Св. Вардана (Мамиконяна) – гипотезы о значении найденного на раскопках рисунка лодки как доказательства почитания места Распятия в довизантийский период[9],

o  придел Иосифа Аримафейского (совместная собственность),

o  Кувуклия (Гроб, право на службу, обряд Схождения Благодатного огня),

o  придел Деления Риз Господних.

·       Церковь Иоанна Богослова (притвор храма Гроба Господня)[10].

·       Мозаика из раскопок церкви Св. Поликта[11] - ул Невиим 18.

·       Царские могилы [12] (цари Адиабены, в том числе Елена),

·       Церковь Григория Просветителя в Немецкой колонии (закрыта),

·       Монастырь Св. Модеста (Гора Злого Совета). Переписка Модеста с Комитасом.

·       Монастырь Св. Онуфрия

·       Петра в Петушином крике – Евдокия для Евфимия (?)

·       Музей Рокфеллера – мозаики Оганесяна

·       Тельбия – армянская керамика:

o  *** Дом семьи Джелат. ул. Алкалай, 8.

o  * Дом семьи Матосян. ул. Алкалай, 10. Армянин Вартан Матосян был одним из немногих нееврейских жителей Тальбие, оставшихся жить здесь после 1948 г.

o  Дом семьи Калбян. ул. Дизраэли, 19. Армянский доктор Калбян был одним из известнейших врачей города, у него лечились высшие чины британской администрации. В 1948 г. семья переехала в Восточный Иерусалим.

·       Ул. Яффо – армянская керамика

·       Керамическая мастерская на Виа

·       Керамическая мастерская Мари Бальян[13]

  • Яд-ва-Шем. Армяне - Праведники мира.

Источник Филиппа


·       «Источник апостола Филиппа» (недалеко от Эйн Яэль, армянская собственность).

Вифлеем


·       Место Рождества (совместная собственность) в храме Рождества (Гаспар – волхв из Армении).

·       Армянский монастырь при храме Рождества.

Монастырь Феодосия


·        (армянское присутствие). См. Мосх. В обители Феодосия церковь для грузин, для армян и для одержимых бесами, Феодосия сменил армянин Софроний (Житие).

Лавра Саввы Освященного


·        (армянское присутствие).

Савва, ныне сделавшийся гражданином небесного града, родом быль из села Муталаски Каппадокийской области. Село сие зависело от Кесарии. Малая Армения, ее потеряли в к. 1 в. до н.э.

Иродион


·        (парфяне (у Хоренаци армяне) берут Иерусалим, Ирод бежит через Иродион в Массаду).

·       Массада (см. выше)

Лавра Евфимия


·        в Мишор Адумим (Житие Евфимия – о 400 мужах Арменийских)

Фаранская лавра


·        у Мосха (Сергей-армянин, гл. 139, )

Мечеть Наби Муса


·        (могила Евфимия?)

Ирод и Лавра Марда в Массаде


·        – Евфимия (см. Житие)

·       В пустыне Зиф (Лавра Евфимия. не найдена), где Давид скрывался от лица Саула

·       История пришествия Ирода к власти и парфяне (армяне по Хоренскому)

Мертвое море и другие пещеры Бар-Кохбы


Хоренский о Баркобе

Каср аль-Егуд


·        – место, крещения, возможно, место, где Варфоломей встретился с Иисусом.

Ин. Иоанн. 1: 45-51 (с. 101)

Эйн-Джалут=Эйн Харод (дор. 675)


        Битва Мамлюков с монголами.

Нерсес Палиенц и Рашид ад-дин – монголах

Из Монголии выступили в 1252/3.

При резне щадили христиан и евреев.

Хулагу вернул армянскому царю некоторые области и замки, отнятые у него халебскими правителями. Боэмунду были отданы халебские земли, бывшие в руках мусульман со времён Салах ад-Дина.

        Там же Гидеон. Суд. 7:2-7 (261) Эйн-Джалут

Скифополь и Гадара


·       В окрестностях какое-то время жил Савва, отсюда его вернул Илия, когда монахи пришли требовать другого настоятеля, потому что этого съел лев

3.Савва, ныне сделавшийся гражданином небесного града, родом был из села Муталаски Каппадокийской области. Село сие зависело от Кесарии

Хаммат Гадер – Евдокия


Приплести Евфимия

Ярмук


Себеос о битве при Ярмуке.

Ярденит


Место за Иорданом (Батанея неверно перевели у Иоанна Бефавара, чтобы как у других, это иное место, события происходят после Крещения, в Батанее ИХ призвал (Андрея, Петра, Филиппа - из 12 – и Варфоломея. Инн. 1:19-51.

Недалеко Салем, где крестил Иоанн, Инн.



Россыпь

Иоанн Богослов, по Созомену, жил среди армян

Аюбиды – курды из Армении, Саладин



[1] Родом из Канны (Инн. 21:2), есть католическая церковь в Канне. Встречается с Иисусом на месте, где крестил Иоанн (Каср аль-Егуд). Присутствует при явлении при море Тивериадском (
[2] № 1. 1676 г. ноября 26 - Челобитная В. В. Полозова в составе «Нового Летописца»
А оттуду пошел на Яковлев, что делал Ияков, Иосифа Прекраснаго отец на Иердани реце. Вверху и жилище. Ияковлево тут же. А в котором граде жил Ияков, и тому граду имя Сафат. И в том граде Сафате породилися 12 сынов Иякову, а Прекрасному Иосифу братья. А ныне в том граде живут турки и арапы и арменя. А где жил Иаков и тут христианом невходимо. А при мне, Васке, тот град держал паша именем Салих. И был я, Васка, где опочивают Ияковлевы дети, Иосифа Прекраснаго братья; и поделаны над ними мечетни арапские, - арапы их сказывают своими святыми.

[3] Заказать билеты, если есть концерт: http://bravo.israelinfo.co.il/search/?hall=579
[4] Хачик, т. 0505699440
[5] закрыта
[6] обещают открыть
[7] обещают открыть
[8] по договоренности
[9] вход по договоренности
[10] по договоренности
[11] за Шхемскими воротами, договариваться
[12] за Шхемскими воротами, ул. Саладина, давно закрыто, надо договариваться, владеют французы
[13] Ул. Шхем 14, т. 02-628-2826