В базилике Рождества в Вифлееме идет реставрация. И теперь мы можем не только показывать план декорации, восстанавливаемый по источникам, но и вот такую красоту:
Под ангелами - мозаики с надписями из
постановлений поместных соборов, один из них – Гангрский (см. сайт вифлеемских францисканцев,
настенная мозаика, вторая с запада на северной стене).
Гангрский[1] поместный собор 340 г. – первая зафиксированная попытка регулирования монашеской жизни.
Созомен: «У Армян, Пафлагонян и
обитателей припонтийских [2] начало монашеской жизни
положил, говорят, предстоятель Церкви севастийской в Армении, Евстафий.
Он ввел правила <…> так что аскетическую книгу, надписанную именем
Василия Каппадокийского [3], некоторые приписывают Евстафию.
<…> по любви к излишней строгости, Евстафий допустил некоторые странности
<…> но иные <…> обвиняют некоторых учеников его, что они осуждали
брак, запрещали молиться в домах людей брачных, презирали брачных пресвитеров,
постились в господские праздники, собирались для Богослужения в частных домах,
чуждались людей, вкушавших мясо, и не хотели одеваться в обыкновенные хитоны и
далматики, но употребляли одежду странную и необыкновенную, и вводили много
других новостей. Обманутые этим многие женщины, оставляя своих мужей и будучи
не в состоянии сохранять целомудрие, впали в прелюбодеяние; а некоторые, под
предлогом благочестия, стригли волосы на голове и одевались не так, как
прилично женщинам, но как свойственно мужчинам. Поэтому соседние епископы,
собравшися в пафлагонской митрополии, Ганграх, объявили что отлучат их
от кафолической Церкви <…>. С того времени, говорят, Евстафий, желая
показать, что он ввел и исполнял это не из тщеславия, а для угождения Богу
подвигами, переменил одежду и ходил подобно прочим священнослужителям. Быв
таким по образу жизни, он возбуждал удивление и словом, хотя красноречием,
правду сказать, не отличался, потому что не изучал этой науки, но был
удивительного нрава и весьма способен убеждать, так что многих из приходивших к
нему мужей и жен расположил вести жизнь целомудренную и подвижническую.
<..> Такой-то муж, по сказаниям был в тех странах основателем строгой
монашеской жизни».
За
«обитателями припонтийскими» могут скрываться и грузинские лазы.
«Странности»
Евстафия, по-видимому, отражают общую картину увлечения аскетизмом.
К государственным
попыткам привнести дисциплину в монашеское движение относится предписание императора
Феодосия Великого I (правление 379 – 395) разыскивать
людей, пытающихся скрыться от исполнения своих общественных обязанностей в
пустынях и монашеских обителях, и силою возвращать их к исполнению
соответствующих обязанностей или прибегать к конфискации их имущества. Это
первое известное упоминание монашества в римском праве.
На
Халкидонском соборе (451) было принято решение о подчинении всех монастырей
епископам соответствующих епархий; для открытия новых монастырей требовалось
разрешение епископа. Таким образом, монастыри стали частью церковной организации.
В VI в. в
Восточной Римской империи было фактически запрещено отшельничество. Аскеты
могли жить в отдельных помещениях, но только внутри монастырей.
Вы можете
представить ситуацию, в которой сегодня государство и церковь борются с аскетами?
О Вифлееме см. также Церковь великомученицы Ипатии.
[1] Гангры – ныне Чанкыры в Турции, в 140 км к
северо-востоку от Анкиры (Анкары), не на побережье Черного моря.
[2] За карту не бить ;)
[3] Монашеский устав разработан Василием
Великим (ум. 379), он осуждает крайние формы аскезы и отшельничества как
противоречащие сути христианства.
Помимо
устава Василия, известны Устав Пахомия Киновиарха из Египта, Устав Саввы
Освященного из Палестины (историческое название ;)).
[4] Арий сформулировал свое учение между
315-320 гг. Византийские критики арианства называли это течение ересью
жидовствующих, представляющих Христа чем-то вроде ветхозаветного пророка.
Арианство
отвергнуто церковью на Никейском (I Вселенском) соборе (325), созванном
Константином Великим. Несмотря на это арианство было государственной версией
христианства при преемниках Константина. Христианство в арианской версии приняли,
например, готы и вандалы - союзы германских племен, против которых впоследствии
воевали императоры как Западной так и Восточной частей Римской империи. Римской
кафедре, уже после падения Западной Римской империи, пришлось их «перекрещивать».