Вифлеемская базилика. Собор в Ганграх


В базилике Рождества в Вифлееме идет реставрация. И теперь мы можем не только показывать план декорации, восстанавливаемый по источникам, но и вот такую красоту:


Под ангелами - мозаики с надписями из постановлений поместных соборов, один из них – Гангрский (см. сайт вифлеемских францисканцев, настенная мозаика, вторая с запада на северной стене).




Гангрский[1] поместный собор 340 г. – первая зафиксированная попытка регулирования монашеской жизни.
Созомен: «У Армян, Пафлагонян и обитателей припонтийских [2] начало монашеской жизни положил, говорят, предстоятель Церкви севастийской в Армении, Евстафий. Он ввел правила <…> так что аскетическую книгу, надписанную именем Василия Каппадокийского [3], некоторые приписывают Евстафию. <…> по любви к излишней строгости, Евстафий допустил некоторые странности <…> но иные <…> обвиняют некоторых учеников его, что они осуждали брак, запрещали молиться в домах людей брачных, презирали брачных пресвитеров, постились в господские праздники, собирались для Богослужения в частных домах, чуждались людей, вкушавших мясо, и не хотели одеваться в обыкновенные хитоны и далматики, но употребляли одежду странную и необыкновенную, и вводили много других новостей. Обманутые этим многие женщины, оставляя своих мужей и будучи не в состоянии сохранять целомудрие, впали в прелюбодеяние; а некоторые, под предлогом благочестия, стригли волосы на голове и одевались не так, как прилично женщинам, но как свойственно мужчинам. Поэтому соседние епископы, собравшися в пафлагонской митрополии, Ганграх, объявили что отлучат их от кафолической Церкви <…>. С того времени, говорят, Евстафий, желая показать, что он ввел и исполнял это не из тщеславия, а для угождения Богу подвигами, переменил одежду и ходил подобно прочим священнослужителям. Быв таким по образу жизни, он возбуждал удивление и словом, хотя красноречием, правду сказать, не отличался, потому что не изучал этой науки, но был удивительного нрава и весьма способен убеждать, так что многих из приходивших к нему мужей и жен расположил вести жизнь целомудренную и подвижническую. <..> Такой-то муж, по сказаниям был в тех странах основателем строгой монашеской жизни».
За «обитателями припонтийскими» могут скрываться и грузинские лазы.
«Странности» Евстафия, по-видимому, отражают общую картину увлечения аскетизмом.
Председательствовал на соборе Константинопольский епископ арианин[4] Евсевий Никомедийский.
К государственным попыткам привнести дисциплину в монашеское движение относится предписание императора Феодосия Великого I (правление 379 – 395) разыскивать людей, пытающихся скрыться от исполнения своих общественных обязанностей в пустынях и монашеских обителях, и силою возвращать их к исполнению соответствующих обязанностей или прибегать к конфискации их имущества. Это первое известное упоминание монашества в римском праве.
На Халкидонском соборе (451) было принято решение о подчинении всех монастырей епископам соответствующих епархий; для открытия новых монастырей требовалось разрешение епископа. Таким образом, монастыри стали частью церковной организации.
В VI в. в Восточной Римской империи было фактически запрещено отшельничество. Аскеты могли жить в отдельных помещениях, но только внутри монастырей.

Вы можете представить ситуацию, в которой сегодня государство и церковь борются с аскетами?


О Вифлееме см. также Церковь великомученицы Ипатии.




[1] Гангры – ныне Чанкыры в Турции, в 140 км к северо-востоку от Анкиры (Анкары), не на побережье Черного моря.
[2] За карту не бить ;)



[3] Монашеский устав разработан Василием Великим (ум. 379), он осуждает крайние формы аскезы и отшельничества как противоречащие сути христианства.
Помимо устава Василия, известны Устав Пахомия Киновиарха из Египта, Устав Саввы Освященного из Палестины (историческое название ;)).
[4] Арий сформулировал свое учение между 315-320 гг. Византийские критики арианства называли это течение ересью жидовствующих, представляющих Христа чем-то вроде ветхозаветного пророка.
Арианство отвергнуто церковью на Никейском (I Вселенском) соборе (325), созванном Константином Великим. Несмотря на это арианство было государственной версией христианства при преемниках Константина. Христианство в арианской версии приняли, например, готы и вандалы - союзы германских племен, против которых впоследствии воевали императоры как Западной так и Восточной частей Римской империи. Римской кафедре, уже после падения Западной Римской империи, пришлось их «перекрещивать».