Меир Шалев. В доме своем в пустыне
Первые крики петухов выпорхнули из долины Лифты, пожелтив и зарумянив восток. Воздух уже слегка прогрелся, тяжелые испарения просыпающегося города уже прослоили его своим зловонием, и откуда-то издалека вдруг донесся страшный крик ребенка.
— Что это? — испугался Отец.
— Это оттуда, — показала Мать на большое здание. — Из сиротского дома.
Распахивались окна. Спальни выблевывали наружу прокисшее зловоние. Напротив того места, где они сидели, вилась, поднимаясь по каменистому, изрезанному белесыми тропками склону, короткая, узкая, неказистая улочка, ведущая к большому, одиноко стоящему зданию, окруженному пламенными язычками кипарисов, колючими силуэтами пальм и каменной стеной с протянутой вдоль ее хребта ржавой проволокой. То был «Воспитательный дом для слепых детей Израиля», рядом с которым мне предстояло в будущем расти и со слепыми детьми которого мне предстояло в будущем играть. А дальше, за этим домом, улочка превращалась в пыльную грунтовую дорогу, которая все поднималась, и поднималась, и поднималась, и никто не знал ее конца — то ли она просто пропадала из виду, то ли тонула в выцветшей завесе далеких небес, среди туманно обозначенных намеков на голубоватые горы. Годом позже, когда квартал был построен и мы уже жили там — мне было несколько месяцев, ты еще не родилась, Отец и Дядя Элиэзер еще были живы, Дядя Эдуард уже погиб, но Рыжая Тетя еще не жила с нами, — Мать писала по ночам иллюстрированные письма своей матери и Черной Тете. «Здесь я живу, — писала она. — Это Дом слепых. А это Дом сумасшедших. А это Дом сирот». И рисовала им все эти дома и нашу улочку, которая из былого царского пути превратилась в тогдашнюю грунтовую дорогу, а сегодня из грунтовой дороги тех времен превратилась в большую городскую улицу. «Это Иерусалим, — писала она. — Город сирот, и слепых, и сумасшедших». И рисовала стертые временем следы царей, и коней, и земледельцев, и ослов, и полководцев, что шагали, каждый в свой черед, по этой дороге, и рядом с каждой такой картинкой писала объяснения и чертила стрелки, очень похожие на те, что в старых детских альбомчиках Нахума Гутмана с их голубенькими обложками издательства «Давар для детей» . Они до сих пор стоят на полке под окном «комнаты-со-светом», и Мать, как многие в те времена, знала эти рисунки на память.
Скачать книгу
— Что это? — испугался Отец.
— Это оттуда, — показала Мать на большое здание. — Из сиротского дома.
Распахивались окна. Спальни выблевывали наружу прокисшее зловоние. Напротив того места, где они сидели, вилась, поднимаясь по каменистому, изрезанному белесыми тропками склону, короткая, узкая, неказистая улочка, ведущая к большому, одиноко стоящему зданию, окруженному пламенными язычками кипарисов, колючими силуэтами пальм и каменной стеной с протянутой вдоль ее хребта ржавой проволокой. То был «Воспитательный дом для слепых детей Израиля», рядом с которым мне предстояло в будущем расти и со слепыми детьми которого мне предстояло в будущем играть. А дальше, за этим домом, улочка превращалась в пыльную грунтовую дорогу, которая все поднималась, и поднималась, и поднималась, и никто не знал ее конца — то ли она просто пропадала из виду, то ли тонула в выцветшей завесе далеких небес, среди туманно обозначенных намеков на голубоватые горы. Годом позже, когда квартал был построен и мы уже жили там — мне было несколько месяцев, ты еще не родилась, Отец и Дядя Элиэзер еще были живы, Дядя Эдуард уже погиб, но Рыжая Тетя еще не жила с нами, — Мать писала по ночам иллюстрированные письма своей матери и Черной Тете. «Здесь я живу, — писала она. — Это Дом слепых. А это Дом сумасшедших. А это Дом сирот». И рисовала им все эти дома и нашу улочку, которая из былого царского пути превратилась в тогдашнюю грунтовую дорогу, а сегодня из грунтовой дороги тех времен превратилась в большую городскую улицу. «Это Иерусалим, — писала она. — Город сирот, и слепых, и сумасшедших». И рисовала стертые временем следы царей, и коней, и земледельцев, и ослов, и полководцев, что шагали, каждый в свой черед, по этой дороге, и рядом с каждой такой картинкой писала объяснения и чертила стрелки, очень похожие на те, что в старых детских альбомчиках Нахума Гутмана с их голубенькими обложками издательства «Давар для детей» . Они до сих пор стоят на полке под окном «комнаты-со-светом», и Мать, как многие в те времена, знала эти рисунки на память.
Скачать книгу
Экскурсии:
1) Экскурсия на полдня >>> Лифта - Мей Нефтоах >>>
Лифта (Мей Нефтоах) - брошенная арабская деревня на западном въезде в Иерусалим... Ее может увидеть каждый, въезжающий и выезжающий из города, если чуть вытянет шею и глянет вниз, в сторону вади за обочиной... Скоро здесь пройдет железная дорога и Лифта будет перестроена. Судя по проектам, останется несколько объектов, представляющих интерес...
Лифта сегодня - природоохранная зона, среди археологических объектов - ферма крестоносцев, маслодавильни, иудейские пещерные захоронения...
Название деревни на иврите (Мей Нефтоах) дважды упоминается в книге Иисуса Навина как пункт на границе колен Иуды и Биньямина, это название, возможно, - искажение имени фараона Марнептаха... Во Второй книге Маккавеев рассказывается загадочная история о том, что Неемия, один из лидеров возвращения евреев из плена вавилонского и восстановления Храма, нашел тайное место... "Когда это событие сделалось известным и донесено было царю Персов, что в том месте, где переселенные священники скрыли огонь, оказалась вода, которою Неемия и бывшие с ним освятили жертвы; царь, по исследовании дела, оградил это место, как священное... Бывшие с Неемиею прозвали это место Нефтар, что значит: "очищение"; многими же называется оно Нефтай".
Но у Лифты есть и более близкая история, много ближе, чем крестоносцы, имевшие здесь ферму. Лифта - деревня на западном въезде в Иерусалим, и она сыграла свою роль в истории создания Государства Израиль. Здесь несколько раз пытались поселить новых репатриантов, но неудачно. Потом пытались выселить тех, кто пришел сюда сам, и тоже не вполне удачно...
Там и сейчас живут, хотя этого можно и не заметить...
Лифта - "культовое место" для самых разных людей: там празднуют дни рожденья и проводят выставки и концерты, у бассейна (микве) всегда кто-то есть, в Лифту приходят понастальгировать или помолиться... Я думаю, с Лифтой так или иначе связаны судьбы многих жителей Иерусалима, и не только.
Здесь снималось несколько фильмов...
Лифту надо посетить, пока ее не застроили...
Продолжительность экскурсии - 3-4 часа.
Пешеходная. Цены здесь.
2) Экскурсия, включающая Лифту, на весь день - здесь.
Репортаж:
Уборка в Лифте
Комментровать в Facebook или в Livejournal
Если заметили опечатку или неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста. Контакты на боковой панели.
Мои экскурсии представлены здесь, а также на сайте "Путешествуйте!"
2) Экскурсия, включающая Лифту, на весь день - здесь.
Комментровать в Facebook или в Livejournal
Если заметили опечатку или неработающую ссылку - сообщите, пожалуйста. Контакты на боковой панели.
Мои экскурсии представлены здесь, а также на сайте "Путешествуйте!"